О некоторых национальных особенностях Перу

 

Перу является государством с древней историей, неординарными традициями, богатым культурным наследием, четко выраженной национальной самобытностью. Недаром здесь не без гордости часто используют термин «перуанизм» («Peruanidad», т.е. отличительные качества, присущие только жителям Перу, некое органическое слияние испанского и индейского начал). В силу своего географического расположения и природно-климатических условий страна традиционно подразделяется на три основных зоны — «Коста» (прибрежная полоса), «Сьерра» (горные районы, преимущественно в центре) и «Сельва» (тропические влажно-лесные, малонаселенные области). Каждая из них, в зависимости от этнического состава населения (всего здесь насчитывается 72 национально-этнические группы), обладает своими, подчас резко отличающимися друг от друга обычаями, культурными особенностями и деталями быта.

Наиболее развитая в экономическом плане «Коста», имеет больший процент белого населения (преимущественно испанского происхождения), что не могло не отразиться на особенностях фольклора, главным образом в Лиме и северных департаментах. Отчетливо заметно сильное влияние (прежде всего в музыке, танцах, одежде) некоторых т.н. «креольских традиций», генетически восходящих к испанским песенным и танцевальным жанрам, что свойственно для многих латиноамериканских государств. В свою очередь, подавляющее большинство жителей «Сьерры» — индейцы кечуа и айамара, многие, как правило, от смешанных браков с потомками испанцев. Именно их фольклор преподносится в качестве «визитной карточки» страны, поскольку имеет отдельные собственные, специфические черты, в чем-то унаследованные от музыкальной культуры инков (костюмы, инструменты, манера исполнения песен и танцев). Одновременно этот фольклор во многом схож с культурными традициями некоторых других андских народов (например, Боливии, Эквадора, отчасти Чили). «Сельва» не имеет ярко выраженных оригинальных культурных традиций, а примитивный фольклор живущих там индейских племен демонстрируется, главным образом, во время представлений перед туристами.


За пределами Перу достаточно известны такие современные местные фольклорные исполнители, как Алисия Магинья, Сусана Бака и Эва Айльон. Международное признание получили выступавшая в 50-60-х гг. Има Сумак, а также Чабука Гранда. Среди композиторов можно выделить одного из основоположников перуанского профессионального музыкального творчества Хосе Бернардо Альседо — создателя национального гимна (1821 г.), Хосе Марию Валье Риестру (в 1900 г. стал автором первой национальной оперы), а также современников — Андреса Сас-Орчасаля (камерная музыка), Карлоса Санчеса Малагу (известен лирическими композициями), Эдгара Валькарселя (тяготеет к модернизму) и Армандо Гевару Очоа (творчество опирается на национальный фольклор). Хотя китайская и японская диаспоры в Перу достаточно многочисленны, они предпочитают держаться компактно, организуют собственные культурные ассоциации и общества. Их влияние на формирование перуанских культурных традиций невелико (за исключением, пожалуй, национальной кухни), в то время как сравнительно небольшая негритянская община (потомки рабов, привезенных из Африки) внесла собственный заметный вклад, прежде всего в отдельные виды фольклора. Главным литературным памятником доколониального периода считается народная драма «Ольянтай», колониального — произведения Инки Гарсиласо де ла Веги (XYI-XYII вв.).

В период после провозглашения независимости и до начала ХХ века выделяются Фелипе Пардо-и-Альяга (поэт-сатирик и драматург), Мануэль Асенсио Сегура (родоначальник национального театра), Нарсисо Ариастеги (автор первого перуанского романа) и Рикардо Пальма (реализм), вошедший в историю не только местной, но и всей латиноамериканской классики. К крупным, всемирно известным писателям современности без сомнения относится Марио Варгас Льоса. Популярно творчество прозаиков Мигеля Гутьерреса, Хосе Мариа Аргедаса и Сиро Алегрии (описание быта индейцев), а также Энрике Лопеса Альбухара (новеллы). Среди поэтов следует особо отметить Сесара Вальехо (20-30-е гг. нашего столетия), а также Мариано Мельгара (XYII-XYIII вв.), Мануэля Гонсалеса Праду (конец XIX — начало XX вв.), а из современников — Бланку Варелу, Пабло Гевару. Из живописцев наибольшим авторитетом пользуется работавший в XIX веке в технике акварели Франсиско Фьерро (Панчо Фиерро), некоторые картины которого в 50-х гг. прошлого столетия экспонировались в Петербурге и, по имеющимся сведениям, часть из них находится сейчас в коллекции Эрмитажа.


Также выделяют Хосе Хиля де Кастро (портретист), Игнасио Мерино Муньоса (историческая живопись, первый крупный художник «академического плана»). Популярен современный абстракционист Фернандо де Сисло. Особо почитаема в Перу церковная живопись различных исторических эпох, наиболее яркие образцы которой собраны в г.Куско. Театральные традиции в Перу по времени весьма непродолжительны, хотя в столице и некоторых крупных городах имеются известные актеры и постановщики (например, Освальдо Каттоне), а также балетные труппы. Количество ежегодно выпускаемых национальных кинокартин в последнее время заметно сократилось, но отдельные перуанские режиссеры сумели добиться известности за пределами страны. В первую очередь это Альберто Дуран и Франсиско Ломбарди, в начале 90-х годов снявший фильм «Без жалости» («Sin compasion»), в основу сюжета которого положено «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, однако действие перенесено в современную Лиму.

В мире науки пользуются престижем работавшие в XIX-XX вв. математик Федерико Вильярреаль, ученый Педро Паулет, археолог Хулио Тельо, медики Иполито Унануэ (принимал также участие в борьбе за независимость), Даниэль Альсидес Каррион, историки Марио Фелипе Пас Сольдан и Хорхе Басадре. Как и во всей Латинской Америке, в Перу высоко уважаемы национальные герои, начиная с доколониального периода. Это, прежде всего, последний глава инков Тупак Амару, активно боровшийся против конкистадоров. В период обретения независимости прославились Хосе Габриэль Кондорканка (приняв имя Тупак Амару, в конце XYIII в. возглавил самое крупное народное восстание против испанцев), генерал Хосе де Сан-Мартин (соратник С.Боливара, провозгласил в 1821 г. независимость Перу). Здесь чтут память видных военначальников периода неудачной для страны Тихоокеанской войны с Чили (1879-1883 гг.): адмирала Мигеля Грау, генералов Альфонсо Угарте, Леонсио Прадо, Андреса Авелино Касереса, полковника Франсиско Бологнеси. В ранг национальных героев возведены Хорхе Чавес (пионер перуанской авиации) и военный летчик Хосе Абелардо Киньонес (во время крупномасштабного вооруженного конфликта с Эквадором в 1941 г. направил свой подбитый самолет на вражеские позиции). Не забыто имя и авторитетного политика, мыслителя и журналиста 20-х гг. нынешнего века Хосе Карлоса Мариатеги, даже несмотря на его известную тягу к марксизму. Являясь глубоко верующими католиками, тщательно соблюдающими религиозные традиции, перуанцы особо преклоняются перед причисленными к лику святых соотечественниками Санта Росой де Лима и Сан Мартин де Поррасом.Что касается лингвистических особенностей испанского языка в Перу, то он является упрощенным, в том числе в плане произношения отдельных букв, вариантом классического «кастильского» диалекта, хотя в официальных документах сложные грамматические формы в целом соблюдаются. Подавляющее большинство простого населения, особенно в сельских районах, предпочитает в повседневной жизни говорить на кечуа, а некоторые вообще не владеют испанским. Отдельные слова из этого индейского языка вошли в обиход общения всех граждан. Заслуживает упоминания довольно своеобразная национальная кухня (в основном, на базе морепродуктов), которой здесь не без основания гордятся. Наиболее популярное блюдо готовится из сырой рыбы с добавлением большого количества приправ («cebiche»).